П. Фирсова «Ты хочешь быть актером, сын? – Нет, папа. Я хочу обедать каждый день…»

«Ты хочешь быть актером, сын? – Нет, папа. Я хочу обедать каждый день…»

18 апреля 2017 года народная артистка РСФСР Светлана Владимировна Немоляева отметила свой юбилей. По этому случаю в Академическом театре им. Владимира Маяковского, в котором актриса работает уже более 50 лет, состоялся ее спектакль-бенефис «Бешеные деньги». Постановка по пьесе Александра Островского, любимого драматурга актрисы, была выбрана самой виновницей торжества, и поставлена для нее в родном театре молодым режиссером Анатолием Шульевым, учеником Римаса Туминаса. Сама Светлана Немоляева, еще будучи ученицей Щепкинского театрального училища, постоянно играла в пьесах Александра Островского.

В родном театре актрисы работает и ее любимая внучка – Полина Лазарева. Светлана Владимировна признается, что в день юбилея у нее было два подарка — спектакль по Островскому с участием в нем Полины и любимый сын Александр в качестве зрителя.

Немоляева оставила значимый след и в кинематографе, сыграв множество ролей в фильмах, получивших всеобщее признание. Наибольшую популярность актрисе принесли ее роли в картинах Эльдара Рязанова. Следует отметить, что поначалу режиссер не хотел брать ее в свои фильмы — только на роль Нади в Иронии судьбы Немоляева пробовалась восемь раз, зато роль жены Гуськова в фильме «Гараж» Рязанов подбирал специально для нее. За комедийный талант режиссер прозвал ее «Чаплин в юбке».

Сама же Светлана Владимировна свою главную роль в шутку называет «Жена Лазарева», ведь их отношения с Александром Сергеевичем насчитывали более 40 лет.

Про свой второй дом — театр им. Вл. Маяковского актриса говорит, что он «лечит. Вот если не будет работы – это меня угробит».

Я тоже люблю этот театр. За что? За его архитектуру, за удивительный интерьер, за большую сцену, но, главное, за атмосферу праздника и ощущения счастья от самого спектакля.

«Бешенные деньги»

Занавес поднимается. Савва Васильков (Алексей Дякин ) рассказывает Телятеву (Виталий Гребенников) о своей влюбленности в местную красавицу Лидию Чебоксарову (Полина Лазарева). Вот тут все и начинается. Телятев и его приятель Глумов (Константин Константинов), персонаж, у которого фамилия говорит сама за себя, решают «поглумиться» над влюбленным.

Зная, что для Лидии и ее матери Надежды Антоновны (Светлана Немоляева) главное достоинство будущего мужа и зятя – это его материальное положение, они лгут им, что Савва чертовски богат. При этом приятели не подозревают, что семья Чебоксаровых испытывает сильную нужду в деньгах. Надежда Антоновна сообщает дочери о их печальном материальном положении, о множестве долгов, которых нечем отдавать, о предстоящих расходах в преддверии нового сезона.

Недолго думая, Лидия решает выйти замуж по расчету. После неудачной попытки соблазнить Телятева, ей все-таки удается женить на себе Савву Василькова. Но, конечно же, все тайное становится явным…

Стремление к наживе, одержимость деньгами позволяет героям играть на чувствах других, лгать и идти к своим целям буквально по головам. И только в самом конце пьесы диалог Телятева и Лидии расставляет все по своим местам:

Лидия. Где ж мне денег взять, то есть больших денег, много денег? Неужели нет ни у кого?

Телятев. Есть, как не быть!

Лидия. У кого же они?

Телятев. У деловых людей, которые их даром не бросают.

Лидия. Не бросают? Жаль!

Телятев. Еще как жаль-то! Теперь и деньги-то умней стали, все к деловым людям идут, а не к нам. А прежде деньги глупей были. Вот именно такие деньги вам и нужны.

Лидия. Какие?

Телятев. Бешеные. Вот и мне доставались все бешеные, никак их в кармане не удержишь. Знаете ли, я недавно догадался, отчего у нас с вами бешеные деньги? Оттого, что не мы сами их наживали. Деньги, нажитые трудом, – деньги умные. Они лежат смирно. Мы их маним к себе, а они нейдут; говорят: «Мы знаем, какие вам деньги нужны, мы к вам не пойдем». И уж как их ни проси, не пойдут. Что обидно-то, знакомства с нами не хотят иметь.

Лидия. Телятев, помогите, мне нужны деньги!

Телятев. А вот, пожалуйте сюда! (Подводит ее к окну.) Видите? У ворот стоит Домик-крошечка; Он на всех глядит В три окошечка. Вот где деньги,

Лидия. У мужа?

Телятев. Да, у него. Он не только богаче всех нас, но так богат, что подумаешь – так голова закружится. Нынче не тот богат, у кого денег много, а тот, кто их добывать умеет. Если у вашего мужа теперь наличных тысяч триста, так можно поручиться, что через год будет мильон, а через пять – пять.

Живое слово писателя, глубина образов персонажей, атмосфера ХlX века мастерски переданы великолепной игрой актеров, костюмами и декорациями. Особое очарование спектаклю придает то, что он пронизан любовью-любовью юбилярши к своим зрителям. «Я очень люблю свой театр. Служу ему и буду служить, сколько хватит сил. Сцена меня лечит. Я очень люблю своих партнеров, многие из которых сегодня здесь сидят, люблю своих режиссеров… Я очень люблю свою семью, люблю своего Сашеньку… Я очень люблю вас, дорогие мои зрители».

Мне довелось посмотреть этот спектакль дважды: в день премьеры и через несколько месяцев спустя. Оба спектакля были разные — первый был пропитан атмосферой праздника с теплыми

слова зрителей, с бесчисленными поклонами, нескончаемыми овациями, и конечно, морем цветов.

Осенью спектакль был уже без торжественной шумихи. И было довольно холодно, многие зрители сидели в верхней одежде. Мерзли и актеры, зрители первых рядах отчетливо видели и посиневшие губы, и бледные руки в коротких рукавах платьев. Но… это никак не отразилось на их игре — как и на бенефисе, все такая же великолепная, неподражаемая, энергичная и очаровательная в своей роли Светлана Владимировна.